«О перспективах развития рынка газомоторного топлива на территории Ростовской области»
Расширенное заседание Правительства Ростовской области
Доклад заместителя губернатора Ростовской области М.М.Тихонова
Уважаемый Василий Юрьевич!
Уважаемые члены правительства, коллеги.
Развитие рынка газомоторного топлива - стратегически важная государственная задача.
18 апреля 2018 года Президент Российской Федерации Путин В.В. утвердил Перечень поручений по вопросу расширения использования газа в качестве моторного топлива.
Правительством Российской Федерации во исполнение поручения Президента Российской Федерации Путина В.В. разрабатывается государственная Программа развития рынка газомоторного топлива.
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации № 767-р «О регулировании отношений в сфере использования газового моторного топлива» в городах Ростовской области к 2020 году должны быть переведены на газомоторное топливо:
- до 50% общего количества единиц техники – город Ростов-на-Дону;
- до 10% общего количества единиц техники – города Батайск, Волгодонск, Новочеркасск, Новошахтинск, Таганрог, Шахты, Аксай, Сальск.
Председателем Совета директоров ПАО «Газпром» В.А. Зубковым дано поручение о формировании в двух субъектах Российской Федерации пилотных проектов для форсированного развития газозаправочной инфраструктуры.
Учитывая накопленный опыт тесного сотрудничества Правительства Ростовской области с ООО «Газпром газомоторное топливо», Ростовская область была определена приоритетным регионом реализации данного пилотного проекта.
В настоящее время основным источником, оказывающим негативное влияние на экологическую ситуацию в крупных городах, является автомобильный транспорт, выбросы от которого суммарно составляют порядка 472 тыс. тонн ежегодно.
По данным Министерства природных ресурсов РФ экологический ущерб, наносимый транспортным комплексом, ежегодно составляет более 1 трлн. рублей или 1,5% от внутреннего национального продукта России.
Использование газомоторного топлива существенно сокращает вредные выбросы в атмосферу:
- в 2 раза меньше окислы азота:
- в 3 раза меньше углеводов;
- в 10 раз меньше угарного газа.
Количество зарегистрированных легковых автомобилей на территории Ростовской области составляет 1 383 000 единиц, грузовых - 215 000 единиц, автобусов различных классов порядка 20 000 единиц, из которых около 5000 работает на регулярных маршрутах. Перевозку пассажиров такси на основании выданных разрешений осуществляет 15 100 транспортных средств. Кроме того, количество транзитного транспортного потока через Ростовскую область оценивается на уровне 1 590 тыс. единиц.
Общее количество техники, работающей на метане, в Ростовской области составляет 25 тыс. единиц или 1,5% от общего количества автотранспортных средств.
В настоящее время потенциал перевода автомобильной техники в Ростовской области на КПГ оценивается в 105 тыс. единиц (или 6,5% от общего количества техники), в том числе: 69 тыс. легкового транспорта (5%), 32 тыс. грузового транспорта (15%) и 3,7 тыс. автобусов (15%).
Одними из основных потребителей жидкого топлива в Ростовской области являются сельскохозяйственные и коммунальные предприятия.
В настоящее время в сельхозпредприятиях Ростовской области имеется в наличии более 34 тысяч тракторов, 11 тысяч зерноуборочных комбайнов и 16 тысяч единиц автомобильной техники.
По состоянию на 01 декабря 2018 года из 16130 единиц автомобильной техники в сельском хозяйстве используют газомоторное топливо только около 700 единиц (4,4 %).
Трактора и самоходные сельскохозяйственные машины не используют газомоторное топливо по причине отсутствия серийного производства сельхозтехники на газомоторном топливе и слаборазвитой газозаправочной инфраструктуры.
В свою очередь доля использования жидкого топлива в сельском хозяйстве около 40 процентов от общего потребления. В среднем ежегодный объем использования дизельного топлива в сельском хозяйстве Ростовской области составляет более 300 тысяч тонн, бензина – 50 тысяч тонн. Большие объемы потребления данного топлива безусловно отрицательно влияют на экологическую составляющую нашего региона.
Среди сельскохозяйственных предприятий Ростовской области наибольшим потенциалом перевода техники на газомоторное топливо обладают ООО «Золотая семечка», ООО УК «Астон» и АО Агрохолдинг «Степь».
В сфере жилищно-коммунального хозяйства также небольшое количество техники, работающей на газомоторном топливе.
По состоянию на 01 декабря 2018 года из 1453 единиц коммунальной техники используют газомоторное топливо только 23 единицы (1,5 %).
В связи с новой системой обращения с отходами в Ростовской области по принципу отнесения нескольких муниципальных образований к одному межмуниципальному экологическому отходоперерабатывающему комплексу (далее – МЭОК) привлечены крупные организации (региональные операторы) к накоплению, перемещению, обработке и захоронению твердых коммунальных отходов.
В связи с этим наибольшим потенциалом перевода техники на газомоторное топливо обладают региональные операторы: ООО «Экоград Н», ООО «Экосервис», ООО «Экострой-Дон», ООО «Эко Центр», ООО «ГК «Чистый город», МЭОК – ООО «Экотранс».
В сфере пассажирских перевозок задействованы 505 единиц автобусов, использующих природный газ метан в качестве моторного топлива.
Согласно анализу, проведенному министерством транспорта Ростовской области, потребность предприятий в приобретении/ переоборудовании пассажирских автобусов только большого класса составляет порядка 450 единиц.
С учётом наличия сдерживающих факторов в виде превышения стоимости газомоторной техники в сравнении с традиционными аналогами, вопрос субсидирования является весьма значимым.
Субсидии, выделяемые производителям техники, работающей на газомоторном топливе, позволили автотранспортным предприятиям Ростовской области за счет собственных средств приобрести и переоборудовать в 2016 – 2018 годах 450 автобусов, работающих на газомоторном топливе.
С целью расширения использования природного газа (метан) в качестве моторного топлива на территории Ростовской области продление программы предоставления субсидий производителям техники, работающей на газомоторном топливе весьма актуально.
Учитывая особенности эксплуатации сельскохозяйственной и коммунальной техники и стоимости их переоборудования, необходимо разработать отдельные стимулирующие мероприятия по их переводу на газомоторное топливо. Ведь стоимость установки газомоторного оборудования, для сравнения, составляет в среднем: газель – 35 тысяч рублей; тракторы типа МТЗ – 300 тысяч рублей, камаз – 2 млн рублей.
Газомоторное топливо это экологически чистый, безопасный вид топлива, потребление которого динамично развивается на территории Российской Федерации.
Автомобильный транспорт, сельскохозяйственную и коммунальную технику в Ростовской области обеспечивают компримированным природным газом (метаном) 11 автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (далее – АГНКС), построенных группой «Газпром» в 80-х годах: по две АГНКС в г. Ростов-на-Дону и г. Таганрог, по одной АГНКС в городах Аксай, Батайск, Азов, Шахты, Сальск, Волгодонск и Новочеркасск.
АГНКС в городах Ростов-на-Дону, Таганрог, Аксай, Батайск, Азов, и Шахты имеют по 8 заправочных постов. В г. Новочеркасск 5 заправочных постов, в г. Сальск 4 заправочных поста и в г. Волгодонск 3 заправочных поста.
Лидеры по среднесуточному количеству заправок транспортных средств:
- на АГНКС в г. Шахты ежесуточно заправляется около 800 транспортных средств;
- на АГНКС-4 в г. Ростове-на-Дону ежесуточно заправляется около 600 транспортных средств;
- на АГНКС-1 в г. Аксай ежесуточно заправляется около 550 транспортных средств.
Среднесуточное количество заправок транспортных средств за 2018 год составило 372 заправки.
Объем реализации природного газа через газозаправочную сеть в 2016 году составил 32,1 млн. куб. м., в 2017 год – 33,4 млн. куб. м. По итогам 2018 года ожидается объем реализации природного газа не ниже 35 млн. куб. м. природного газа в год.
Минтрансом Ростовской области проводится работа с автотранспортными предприятиями по их участию в программах государственной поддержки приобретения газомоторной техники.
Однако следует отметить, что увеличение количества приобретаемых автобусов на газомоторном топливе при наличии до последнего времени только 11 АГНКС приведет к невозможности их использования для обслуживания маршрутов. Заправка одного автобуса может достигать 20-30 минут, что влечет существенные трудности в работе крупных транспортных предприятий. В утренние и вечерние часы «пик» АГНКС в г. Ростове-на-Дону и пригороде перегружены.
Как известно, эксплуатационные расходы на содержание подвижного состава на газомоторном топливе ниже, чем при использовании традиционного вида топлива.
В настоящее время средняя стоимость на территории Ростовской области составляет: метан - 16 рублей/литр, пропан - 26 рублей/литр, дизельное топливо - 44,5 рублей/литр. Стоимость полной заправки одного автобуса большого класса метаном составляет не более 2,5 тыс. руб., дизельным топливом 5,5 тыс. руб. Главная экономическая выгода от автогазификации заключается в экономии существенной части расходов на заправку автотранспортных средств.
При наличии развитой сети АГНКС в регионе потребность в автобусах, работающих на газомоторном топливе, вырастет как минимум в 2 раза, а также активизируется и перевод личного автотранспорта на газомоторное топливо, так как его преимущества перед дизелем и бензином очевидны.
Минпромэнерго Ростовской области ведется активная работа по расширению газозаправочной инфраструктуры на территории Ростовской области.
С целью расширения использования природного газа в качестве моторного топлива в Ростовской области в соответствии с государственным контрактом №16-ГК от 18 августа 2014 года разработана Схема развития сети автомобильных газонаполнительных компрессорных станций в Ростовской области на 2014 – 2022 годы, которая утверждена приказом министерства промышленности и энергетики Ростовской области № 882 от 02.10.2014 года.
В настоящее время между Правительством Ростовской области и ООО «Газпром газомоторное топливо» действует Соглашение о расширении использования природного газа в качестве моторного топлива.
В рамках сотрудничества Правительства Ростовской области и ООО «Газпром газомоторное топливо» подписан план-график синхронизации мероприятий по развитию сети газомоторной инфраструктуры и использованию природного газа в качестве моторного топлива в Ростовской области на период 2017-2019 годов (далее – План-график синхронизации).
В 2018 году в рамках План-графика синхронизации для транспортного обеспечения мероприятий Чемпионата мира по футболу FIFA 2018 проведена реконструкция четырех АГНКС - две в г. Ростов-на-Дону и по одной в г. Аксай и г. Батайск с объемом инвестиций на реализацию указанных проектов 184,1 млн. рублей (без НДС).
По остальным 9 объектам нового строительства План-графика синхронизации ведутся предпроектные, проектные и строительные работы.
С целью расширения использования природного газа в качестве моторного топлива в Ростовской области минпромэнерго Ростовской области совместно с ООО «Газпром газомоторное топливо проработаны предложения по 3-м муниципальным образованиям Ростовской области для включения их в План-график синхронизации: Миллеровский район, Песчанокопский район и Семикаракорский район и главами этих муниципальных образований уже подписаны соглашения о взаимодействии.
В Ростовской области строительство АГНКС осуществляется не только ООО «Газпром газомоторное топливо».
В 2018 году ООО «Комплекс Модуль Юг» завершено строительство АГНКС в г. Ростов-на-Дону, ООО «ДонМетан» завершено строительство АГНКС в Октябрьском районе, ИП Соловьев Н.И. завершено строительство АГНКС в г. Ростов-на-Дону. Во 2 квартале 2019 года ООО «Метан-Юг» планируется завершение строительства АГНКС в г. Волгодонск.
На территории Ростовской области действуют два крупных пункта переоборудования транспортных средств на ГМТ в г. Ростове-на-Дону и в хут. Маяковского Аксайского района. До конца года планируется начало работы еще одного пункта переоборудования транспортных средств.
С целью расширения использования природного газа в качестве моторного топлива в Ростовской области инвесторами реализуются стимулирующие программы для юридических и физических лиц:
- «Год без забот». Инвестор предоставляет клиенту целевое финансирование под 1 % годовых на переоборудование парка техники КПГ;
- «Первый раз – Первый газ». Оборудование устанавливается в автомобиль клиента на условиях аренды сроком до 3-х лет с условием выкупа оборудования по остаточной стоимости;
- «ECOGAS – Экономия для вас!». Инвестор частично компенсирует потенциальному потребителю стоимость газового оборудования и его установку в партнерском пункте по переоборудованию и техническому обслуживанию транспортных средств, предоставляя бесплатное топливо в фиксированном на топливной карте объеме;
- «EcoCity». Участник программы устанавливает газобаллонное оборудование и передает в аренду поверхность транспортного средства инвестору для размещения рекламы. В свою очередь, инвестор ежеквартально в течение года оплачивает клиенту размещение рекламы на его транспортном средстве.
Правительство Ростовской области продолжает «наращивать» работу и в ноябре 2018 года состоялось два совещания с коллегами из Республики Корея и Итальянской Республики по вопросу развития сети газомоторной инфраструктуры на территории Ростовской области.
Имея международный опыт, компания Квангшин (Южная Корея) и итальянские компании могут создать здоровую конкуренцию по развитию газомоторной инфраструктуры в нашем регионе.
Одним из значимых событий в 2018 году в сфере использования газомоторного топлива и развития газозаправочной инфраструктуры на территории Ростовской области является утверждение Губернатором Ростовской области В.Ю. Голубевым, специальным представителем Президента Российской Федерации по взаимодействию с Форумом стран-экспортеров газа, Председателем Совета директоров ПАО «Газпром» В.А. Зубковым и Председателем Правления ООО «УК «РОСНАНО» А.Б. Чубайсом Плана мероприятий (дорожная карта) по реализации пилотного проекта «Развитие рынка газомоторного топлива в Ростовской области»
на 2018-2021 годы (далее – Пилотный проект).
В ходе реализации пилотного проекта ПАО «Газпром» обеспечит ускоренное развитие газозаправочной инфраструктуры, а Правительство Ростовской области – увеличение парка техники, работающей на природном газе.
До конца 2021 года в рамках реализации Пилотного проекта число газозаправочных объектов ПАО «Газпром» увеличится до 39 АГНКС (с учетом объектов, включенных в план-график синхронизации). Для переоборудования и обслуживания транспорта, работающего на природном газе, в Ростовской области будет создано 10 сервисных центров.
В 2019 году запланировано завершение строительства новых АГНКС в Константиновском районе, Каменск-Шахтинске, в 2020 году – в Белокалитвинском, Аксайском районах, двух станций в г. Ростове-на-Дону (ул. Малиновского, Пролетарский район), г. Новошахтинске, г. Донецке, г. Морозовске, в 2021 году – в городах Ростов-на-Дону (Восточное шоссе), Миллерово, Семикаракорск, Аксай, Зерноград, Шахты, Волгодонск, Гуково, а также в Зимовниковском, Песчанокопском и Егорлыкском районах.
Также будет проработан вопрос дооборудования 8 существующих АЗС модулями по заправке КПГ.
В рамках реализации пилотного проекта ежегодное потребление компримированного природного газа планируется с 35 млн куб. м. увеличить к 2021 году до 250 млн куб. м.
Правительством Ростовской области в рамках реализации Пилотного проекта предусматривается проработка ряда мер стимулирующего характера.
Будет разработана региональная программа развития рынка газомоторного топлива с определением целевых показателей по закупке подвижного состава (автобусы и техника ЖКХ).
Будут проработаны вопросы:
- предоставления субсидий из областного бюджета на софинансирование переоборудования автотранспорта, принадлежащего юридическим лицам;
- внесения изменений в областное законодательство о налогах и сборах в части снижения ставки транспортного налога для транспортных средств на КПГ.
В заключении хочу сказать, что минпромэнерго Ростовской области и министерством транспорта Ростовской области оказывается и будет оказываться всестороння помощь инвесторам по вопросам размещения, технологического присоединения к объектам газозаправочной инфраструктуры.
Вопросы развития сети газомоторной инфраструктуры на территории Ростовской области являются приоритетными в работе Правительства Ростовской области и находятся на особом контроле.
Доклад окончен. Благодарю за внимание.
Информация с сайта Правительства Ростовской области